Степень локализации и «глубины производства» тракторов самая различная – от «прикручивания колес» до полноценного производства с использованием отечественных и зарубежных комплектующих, масштабы – также разнятся. Однако все эти производства можно смело называть «отечественными тракторопроизводителями». Расскажем о некоторых из них.
ХТЗ
Харьковский тракторный завод в представлении не нуждается.
После периода «разрухи», в настоящее время завод возрождается и выходит на производство 800 тракторов в год. В ближайших планах – производить до 1200 тракторов ежегодно. При этом инженерная мысль работать практически не переставала, и ХТЗ активно занимается серьезной модернизацией машин. В частности, на выставке АгроЭкспо-2018 были представлены обновленный гусеничный трактор, серийная модель колесного трактора с новым навесным оборудованием и установленными на диски колес балластными грузами, машины с двигателями различных производителей.
В более отдаленной перспективе – вывод на рынок 4-гусеничной модели, и даже – электротрактора.
ЮМЗ
В последние годы «Южмаш» сильно сократил программу тракторного производства, однако забытой она не осталась. Инженеры завода продолжают развивать модели тракторов, оснащать их качественными зарубежными комплектующими (что, к сожалению, сказывается на стоимости), экспериментировать с двигателями, коробками, подвеской. И, конечно, ЮМЗ продолжает участвовать в выставках сельскохозяйственной техники.
ДТЗ
ДТЗ (а, точнее, компания «АМТ Трейд») – известный производитель тракторов и иного оборудования. В настоящее время завод в собирает тракторы от 12 до 80 л.с. под своей маркой, но можно встретить аналоги и под марками DW, DongFeng, Jinma.
«КИЙ»
Тракторы «КИЙ» выпускаются компанией «Укравтозапчасть» на основе комплектующих МТЗ, однако отечественные инженеры внесли в конструкцию ряд изменений.
ХТА «Слобожанец»
Тракторы ХТА Слобожанской промышленной компании – это дальнейшее (и параллельное) развитие легендарного колесного трактора 3-го тягового класса ХТЗ Т-150К.
Первая из моделей стала ХТА-200, на основе которой разрабатывается дальнейшее семейство тракторов и спецтехники «Слобожанец».
Новые трактора получают иную развесовку, иные колеса и раму.
Несмотря на то, что ХТА имеют глубокую унификацию с тракторами производства ХТЗ (иными словами – изготовлены на близкой элементной базе), в настоящее время на предприятии действует собственное конструкторское бюро, и «Слобожанцы» все меньше и меньше походят на тракторы ХТЗ.
AMI Farmer
Тракторы AMI Farmer днепропетровского ООО «Агромашинвест» – пока «темная лошадка» на нашем рынке.
Свои «корни» бренд (именно «бренд», а не конструкция трактора) ведет от «Южмаша»: в 90-х годах бывшие менеджеры предприятия организовали компанию, и начали заниматься экспортом и импортом запчастей к тракторам. А в 2004 г. (после безуспешных попыток наладить производство на ЮМЗ), – начали производство тракторов Farmer (81 л.с.) на совместном предприятии в польском г. Соколка.
Сегодня в модельной линейке – более восьмидесяти различных типов тракторов мощностью от 50 до 122 л.с., с приводом на одну или обе оси, в версиях с кабиной или защитной рамой ROPS.
Как известно, история движется по кругу, а иногда – по спирали. И теперь, по словам представителей компании, ряд моделей Farmer вернется в Украину и будет производиться на мощностях предприятия в Днепре.
Vakula
Трактор Vakula – тоже родом из Харькова. Построена машина на базе «Кировца» К-701, в конструкции применены кабина «Слобожанца», ряд агрегатов ХТЗ, и двигатель MAN (хотя может быть установлен практически любой другой двигатель – ММЗ, ЯМЗ, DAF).
Есть надежда, что со временем Vakula 300 сможет стать основой нового модельного ряда отечественных тракторов.
«Сичеслав»
В 2018 г. на выставке Агро-2018 был представлен новый трактор «Січеслав» производства «Сичеславского тракторного завода».
Двигатель, коробка передач, ряд других узлов – поступают из Китая, но кабину на заводе решили изготавливать самостоятельно.
В линейке – тракторы Січеслав-1104 мощностью 110 л.с. и Січеслав-3204 мощностью 320 л.с.
На обе модели распространяется 25%-ная госкомпенсация.
Коваль
«Мелитопольский механический завод» (НПО «Базис») чуть было не стал родоначальником нового семейства тракторов в Украине. Имея большой опыт по изготовлению запчастей для тракторов «Кировец» (которые были во многом именно украинского производства), объединение практически реализовало собственный «тракторный» проект.
В линейке – тракторы Коваль 5300, 5350 и 5390 (с двигателями ЯМЗ мощностью соответственно 300, 350 и 390 л.с.).
ТОП-овый трактор Коваль 5450 мощностью 450 л.с. уже был способен работать с европейскими прицепными агрегатами и проходил испытания в 2014 г.
К сожалению, с тех пор о тракторах «Коваль» ничего не слышно.
Oggun
В этом году американская CleBer подписала контракт с украинской компанией на производство в нашей стране минитракторов Oggun.
Интересной особенностью тракторов Oggun является их модульность и технологии производства: компания CleBer предоставляет техническую документацию, и списки деталей, которые можно приобрести, либо заказать у любых поставщиков. В украинской компании планируют довести вклад отечественных поставщиков до 100%.
Вслед за африканскими и южноамериканскими странами, Украина может стать первой страной, в которой будет организовано производство тракторов Oggun по концепции OSM.
CleBer Oggun имеет задний привод, гидроусилитель руля, гидравлические тормоза и клиренс в 17 дюймов. При этом двигатель, коробка передач и множество иных систем – могут варьироваться.
ХМЗ
На ХМЗ вскоре могут наладить выпуск тракторов YTO.
Дело в том, что с конца 2017 года Херсонский машиностроительный завод является официальным дилером компании YTO, и, имея собственные производственные мощности, на заводе решили воспользоваться шансом, расширив свои возможности. Для этого представители завода посетили производство на родине YTO – в Китае. Результатом стало подписание долгосрочного контракта о сотрудничестве. В перспективе – поставки комплектующих, и последующая организация производства тракторов в Украине на производственных мощностях Херсонского машиностроительного завода.
На сегодняшний день еще нет информации – выпускаются ли уже тракторы YTO на ХМЗ, однако перспектива есть, и в Украине может появиться новый производитель тракторов.
Elex
В настоящий момент под брендом Elex в Украине выпускают экскаваторы-погрузчики на базе беларусских шасси и с беларусскими двигателями. Однако вклад отечественных инженеров со всей ответственностью позволяет назвать продукцию украинской.
Кстати, на Elex задумываются и над производством трактора: техническая база для этого есть в полном объеме.