Пятница, 25 октября 2019 15:14

Почему Минобороны выбирает МАЗы вместо КрАЗов?

Свои мысли на эту тему высказали представители КрАЗа - передает SpecMachinery.com.ua. Текст далее - приводим дословно.

Обеспечение украинской армии современной автотехникой — эту тему систематически освещают в средствах массовой информации и обсуждают в социальных сетях. Обострилась дискуссия после ареста руководителя «Богдан Моторс», бывшего первого заместителя Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины О. Гладковского, которого задержали по подозрению в злоупотреблении служебным положением.

Обсуждают и предоставление незаконных преференций при осуществлении закупок для нужд оборонной сферы автомобилей МАЗ, которые перебрендовывали на автомобили Богдан. При этом некоторые самопровозглашенные военные эксперты, наверное, умышленно искажают общеизвестные факты об единственном в Украине производителе большегрузной техники, который считается профильным предприятием в изготовлении автомобилей для военных — «АвтоКрАЗ». А иногда даже дезинформацией и откровенной ложью пытаются его дискредитировать, подчеркивая безальтернативность выбора грузовиков МАЗ-Богдан в закупках для ВСУ. Соответствует ли это действительности?

Как известно, автомобили «Богдан» изготавливают на черкасском заводе из машинокомплектов, прежде всего, белорусского предприятия «БелАвтоМАЗ», используются 9,7-литровые дизельные двигатели Weichai Power и коробки передач Fast Gear. Кстати, именно с этими агрегатами первыми были поставлены на вооружение ВСУ автомобили КрАЗ, а уже потом с аналогичными протоколами — автомобили «Богдан». Если проанализировать линейку автомобилей «Богдан-МАЗ», то окажется, что у Богдана-5316 есть аналог — КрАЗ-5233, у Богдана-6317 — КрАЗ-6322. Кстати, из общего перечня закупленных для ВСУ МАЗов нет таких моделей, которые на сегодня не изготавливались бы на «АвтоКрАЗе».

Но вместо того, чтобы формировать независимость украинской армии на основе собственной техники, Минобороны почему-то предпочитает МАЗы, которые на 80% комплектуются с участием российского сырья и материалов, тем самым экономически поддерживая страну-агрессора. На «АвтоКрАЗе» полностью отказались от комплектующих из России еще в 2014 году и перешли на новые стандарты. Тот объем поставки двигателей, который ежемесячно заказывал «КрАЗ» на ЯМЗ, сегодня предприятию без проблем компенсировала компания Weichai Power. Электрооборудование КрАЗ закупает в Польше, Белоруссии, подшипники — в Польше, Турции, Индии, метизную продукцию освоили в Кривом Роге, листовой прокат — в Польше, Чехии, Запорожсталь перекрывает поставки Новолипецкого меткомбината. И это далеко не полный перечень равноценной замены российских на альтернативных поставщиков.

КрАЗы значительно превосходят автомобили МАЗ-Богдан и другую аналогичную технику в проходимости, каждый раз это доказывают обучения, тренировки и испытания военными, как на полигонах, так и в реальных условиях. Ниша специальной техники КрАЗ — работа в тяжелых условиях, равных ему в преодолении бездорожья никогда не было. Плюсом к высокой проходимости является капотная компоновка КрАЗа — это 1,5 метра жизни, как заслуженно называют ее военные разных поколений в разных странах. То есть, в нашей стране есть отечественная техника, которая не требует замены иностранной.

С 2014 г. Вооруженные Силы Украины, подразделения Нацгвардии и Пограничных войск получили несколько сотен вездеходов КрАЗ-5233 (4×4) и КрАЗ-6322 (6×6), которые признаны военными всего мира как исполнители сложных задач. Так, многоцелевой полноприводный автомобиль КрАЗ-6322 «Солдат» предназначен для транспортировки личного состава, различных грузов воинских частей, подразделений специального назначения и миротворческих сил ООН. Может использоваться как балластный тягач для транспортировки самолетов на аэродромах, артиллерийских систем калибром от 152 до 203 мм. КрАЗ-6322 имеет исключительные характеристики по проходимости, маневренности и скорости в сверхсложных природно-климатических и дорожных условиях. В зоне ООС, на Донбассе, КрАЗ-6322 — основной автомобиль переднего края. На его базе создано много спецтехники военного назначения, в том числе бронированный КрАЗ-Фиона, автомобили комплекса «Нептун», САУ «Богдана», РСЗО «Ураган» и «Верба», эвакуаторы, ремонтные мастерские.


Сведения о том, как армейская техника КрАЗ помогает сохранять целостность украинской границы, спасает жизнь нашим защитникам, поступает на «АвтоКрАЗ» ежедневно. КрАЗы исправно несут службу — перевозят личный состав, амуницию, спецоборудование и много других грузов, доставляют населению продовольствие, защищают своей броней на линии огня.

В условиях прозрачности при формировании ГОЗ и проведения закупок, «АвтоКрАЗ» как единственный в Украине производитель большегрузной техники, должен иметь достаточно заказов, потому что отечественная продукция дешевле и лучше по техническим параметрам, к тому же унифицированная, что дает преимущества в логистике и проведении ремонтных работ, с доступным сервисным обслуживанием, возможностями по проведению обучения водителей и механиков. К сожалению, в 2016 году, по сравнению с 2014-2015 гг., госзаказ уменьшился втрое. А в 2019 году ситуация еще больше ухудшилась, хотя потребность в украинской технике остается.

КрАЗы признаны одними из лучших армейских грузовиков в мире. КрАЗ-6322 «Солдат» стоит на вооружении многих стран, задействован и ООН в его миротворческих миссиях. «КрАЗ» — зарегистрированный поставщик ООН. Это престижный статус, который признан во всем мире. Страны поставок военной техники КрАЗ — это, в частности, Ангола, Китай, Конго, Индия, Индонезия, Сенегал, Египет, Йемен, Таиланд, Лаос, Нигерия. Например, в Египет поставлено около 4000 единиц техники КрАЗ, в основном, специального назначения.

Почему же прослеживается дискриминация «АвтоКрАЗа»? Что мешает оснащению наших военных автотехникой отечественного производителя? Ведь это не только престижно, но и выгодно для экономики государства, потому что появляются новые рабочие места, новые заказы для предприятий-смежников, растет процент локализации производства, увеличивается объем поступлений в бюджеты разных уровней. Например, в 2018 году отчисления в госбюджет составили около 121 млн грн; в городской бюджет — почти 60 млн грн.

«АвтоКрАЗ» остается одним из крупнейших налогоплательщиков Полтавской области, бюджетоформирующим предприятием не только Кременчуга и Полтавского региона, но и Украины в целом. Украинский производитель по-прежнему считает, что увеличить отчисления в государственный и местный бюджеты можно поддержкой предприятия бюджетными закупками, в частности, за счет заказов техники специального назначения для военных.

«КрАЗ» предлагает украинским военным технику специального назначения, обеспечивает повышение уровня оснащения вооруженных сил, материально-технического обеспечения, облегчение условий службы, сохранение человеческих жизней. Это, в частности, носители для ракетных комплексов, артиллерийских установок, бортовые автомобили, вахтовые, бронированные машины, автокраны, рефрижераторы, экскаваторы — всего более 50 наименований военной техники. Армейские грузовики КрАЗ отвечают всем требованиям, которые предъявляются к военной технике: сильные, феноменально выносливые, надежные и неприхотливые, имеют высокие технические и эксплуатационные характеристики.

Поэтому, новому руководству нашего государства выбирать, продолжать закупку автомобилей и их комплектующих у страны, политически и экономически зависимой от России, или формировать независимость украинской армии на основе отечественной техники.